Храмы Москвы

Кафедральный соборный
храм Христа Спасителя
(собор Рождества Христова)

Храм Христа Спасителя
Кафедральный соборный храм Христа Спасителя
(собор Рождества Христова)

Адрес: Москва, улица Волхонка, 15.

Для увековечивания памяти победы в войне 1812 года в Москве по указу императора Александра I был возведен храм Христа Спасителя. Он построен в 1839-1883 годах в русско-византийском стиле. Впервые в богослужебном пространстве разместилась экспозиция исторического характера. Так в обходной галерее на стенах помещены доски с названиями основных событий войны 1812 года, рельефы, изображающие основные моменты войны, доски с текстами важнейших документов и именами погибших, раненых, награжденных в сражениях. Взорванный в 1931 году храм был восстановлен в 1995-2000 гг. на народные средства.

Святыни
Чтимая Смоленская икона Божией Матери
Икона "Спас Нерукотворный"
Икона свт. Николая, писанная в Бари
Частица мощей ап. Андрея Первозванного
Частица мощей ап. Иакова

Храм построен в 1839—83, разрушен в 1931, воссоздан в 1995—2000 на Пречистенской наб. левого берега р. Москвы. Решение о стр-ве храма в память Отечественной войны 1812 принял имп. Александр 1 25.ХП.1812. Первоначальный проект (арх. А.Л .Витберг) предусматривал возведение собора на вершине Воробьевых гор (вблизи нынешнего здания университета); заложен в 1817. После того, как на престол взошел имп. Николай 1, Витберг попал в опалу, стр-во приостановилось, а в 1827 специальная комиссия после экспертизы проекта определила, что бровка Воробьевых гор не выдержит гигантской нагрузки, и стр-во храма было прекращено. В 1831 новый проект стал осуществлять арх. К.А.Тон (при участии арх. А.И.Резанова и Л.В.Даля). Имп. Николай 1 предложил расположить собор-памятник на повороте Москвы-реки, у начала Пречистенского бульвара, на месте существовавшего здесь с 1571 Алексеевского м. В 1837 м. был переведен в Красное село и стал именоваться Ново-Алексеевским (ныне — Красносельский пер., 7), а его постройки разобраны. 10.IX.1839 произошла закладка собора, к-рый стр. на средства казны и народные пожертвования. Только на сооружение его стен пошло 40 млн. штук кирпичей. В 1855 водружен крест (на несколько метров выше колокольни Ивана Великого), сняты леса, но продолжались отделочные работы. Тематику скульптурного убранства фасадов разработал митрополит Московский Филарет (сюжеты христианских праздников по дням совпадали с дата – решающих сражений — при Клястицах, Полоцке, Тарутине, Бородине, Малоярославце, селе Красном, Кульме, Лейпциге и др.; на наружных стенах — скульптурные изображения святых — заступников России — блгв. кнн. Александра Невского, Даниила Московского, препп. Сергия Радонежского и Иосифа Волоколамского, блаженного Василия, Московского чудотворца, царевича Димитрия, кн. Михаила и Федора Черниговских, преп. Саввы Звенигородского, Вел. кн. Владимира и Вел. кн. Ольги, апостола Андрея Первозванного, вмч. Георгия Победоносца и др.; горельефы чудотворных икон Божией Матери — Владимирской, Смоленской, Иверской, Казанской, большие скульптурные композиции). Работа над мраморными барельефами и скульптурным декором шла 17 лет (скульпторы А.И.Логановскйй, П.К.Клодт, Н.А.Рамазанов и др.). 23 года создавались живописны; картины, иконы, главный и два придельны: иконостаса (худ. А.Г.Марков, Ф.А. Бруни П.В.Басин, Н.А.Кошелев, И.М. Прянишни ков, В.П.Верещагин, В.И.Суриков, Т.А. Нефф, Г.И.Семирадский, К.Е.Маковскиг В.М.Васнецов и др.). Удалось достичь гармоничного сочетания инкрустаций из цветного мрамора, не только украшавших фриз, но создававших узор пола, с росписями как орнаментальными, так и сюжетными. Подсвечники, паникадила, многие украшения бронзовые (работа арх. Л.В.Даля). Для храма отлили 14 колоколов.

Собор был освящен 26.V.1883 и стал самым высоким зданием Москвы (103,5 м самым большим храмом России, вмещавшим одновременно 10 тыс. молящихся. I5.VIII.1917 в соборе открылся Поместный собор Русской Православной Церкви, восстановивший патриаршество, и 5.XI на нем избрали первого, после двухсотлетнего синодального периода, Патриарха Всероссийского. Им стал митрополит Московский Тихон (Белавин). В 1989 он причислен к лику святых. В 1917—19 ключарем собора был свмч. Александр Хотовицкий. В феврале 1918 для предотвращения закрытия собора создано Братство Храма Христа Спасителя. В 1922—23 собор захватили обновленцы. В 1931 закрыт. 5.XII.1931 по распоряжению И.В.Сталина собор был взорван. Отдельные фрагменты скульптурного (несколько горельефов) и живописного убранства передали в филиал Научно-исследовательского музея скульптуры в Донском м. и в Третьяковскую галерею. На месте собора началось стр-во грандиозного (проектная высота — 480 м) Дворца Советов (арх. Б.Д.Иофан), прерванное в 1941 Великой Отечественной войной. Сооруженный фундамент Дворца был использован для устройства в 1960 открытого плавательного бассейна «Москва».

В 1990 Священный Синод РПЦ благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой восстановить его на прежнем месте. В 1991 на месте алтаря храма постр. временная часовня иконы Божией Матери «Державная» (впоследствии разобрана). В 1994 правительство Москвы приняло решение о воссоздании храма в прежних арх. формах (за исключением измененной нижней части — стилобата). Закладка состоялась 7.1.1995 (арх. М.М.Посохин, А.М.Денисов, инженер В.И.Фадеев). В 1996 в соборе состоялось первое Пасхальное богослужение. Наружная (горельефы под рук. скульптора Ю.Г. Орехова, бронзовые двери под рук. скульптора З.К.Церетели) и внутренняя отделка завершена к 2000. Осв. главного престола Святейшим Патриархом Алексием II в сослужении собора архиереев состоялось 19.VIII.2000.

Собор в русско-византийском стиле, похож на древнерусские храмовые постройки. В плане — крестообразный с центральным большим золоченым куполом, опирающимся на 4 столпа с колокольнями на углах, увенчанными золочеными куполами. На уровне звонниц — смотровая площадка. Стены храма возведены на основе монолитного железобетонного каркаса с наружной отделкой кирпичом и затем облицованы мрамором, главы — на основе металлического каркаса.

В стены верхнего храма были вставлены 177 мраморных досок с текстами рескриптов и манифестов имп. Александра I, описанием сражений, перечислением отличившихся командующих (имена) и полков (названия), именами погибших и награжденных.

Центральный престол храма, посвященный празднику Рождества Христова, отмечавшегося в день, когда последний воин Наполеона покинул пределы России, находится за главным иконостасом собора. Его художественным прообразом послужил киворий (алтарная сень), бывший над престолом в храме Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул) и имевший вид позолоченной пирамиды, покоившейся на колоннах. Перед иконостасом, с левой стороны, икона Рождества Христова, точная копия Иерусалимской, привезена Святейшим Патриархом Алексием II из Святой Земли.

В нижней, стилобатной, части находится храм Преображения Господня.

Наименованию приделов храма соответствуют названия приделов бывшего на этом месте храма Алексеевского м. В облицовке центрального престола использован мрамор из Святой Земли (Вифлеем). В круговой галерее храма — экспонаты истории Храма Христа Спасителя. В этой части собора разместился зал Соборов РПЦ, в котором также организуются православные концерты (1200 мест), зал Синода, другие административные помещения.

Престол в верхнем храме — Рождества Христова приделы: правый, юж. — сет. Николая Чудотворца, левый, сев. — св. благоверного кн. Александра Невского; престол в нижнем — Спаса Преображения; приделы: правый, юж. — преп. Алексия, человека Божия, левый, сев. — Тихвинской иконы Божией Матери.

В 1994—95 на территории, примыкающей к Храму Христа Спасителя, ок. набережной р. Москвы coop, приписанный к нему деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная» (арх. А.Б.Барабанов), постр. в стиле деревянных храмов конца XIX — нач. XX в. Внутреннее убранство и иконостас в этом же стиле (Т.Н.Кудрявцева и И.Г.Тимофеева). В основание алтарной части вложены святыни со Святой Земли, камни с Соловецких островов и из дома Ипатьева в Екатеринбурге, освященные кровью Новомучеников Российских.

 

Храмы Москвы

Поделитесь с друзьями

Популярное