☦ Православный календарь на 2024 год

27 сентября 2024

Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Креста Господня Православная Церковь отмечает 27 сентября. Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.

Воздвижение Креста Господня входит в число двунадесятых праздников.

Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы (место Распятия Иисуса Христа) был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа.

Крест был найден приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого императрицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием (314—333). В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалёку от неё был обнаружен крест.

Второе событиевозвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился 14 лет в плену. В VII веке Крест вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Праздник Воздвижение Животворящего Креста Господня установлен в память обретения и Воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан.

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения.

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты один за другим к тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда; когда же возложили третий крест, то она тот час исцелилась. Случилось, что в это время несли тело для погребения. Тогда стали возлагать кресты на умершего; и когда возложили третий крест, покойный ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.

Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», поклонялся Честному Древу.

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди.

Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Икона «Воздвижение Креста Господня»


Икона Воздвижение Креста Господня
Икона Воздвижение Креста Господня.

Великий Новгород. XVI век.

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках.

Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма.

В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы.

Крест украшен веточками растений.

На первом плане — святители и все, кто пришел поклониться святыне.

Справа — фигуры царя Константина и царицы Елены.

По традиции в этот день принято надевать облачения фиолетового цвета. По православной традиции в день самого праздника строгий пост - верующим предписывается полное воздержание от пищи животного происхождения.

Храм построен в 1759—63 в селе Алтуфьеве, на реке Самотышке, на средства и в усадьбе И. В. Вельяминова, с колокольней над зап. пристройкой, без трапезной, на месте каменного храма 1687 (его предшественник известен с 1564). В конце XVIII в. перестроен (внутри устроен гладкий потолок, отделивший свод от нижнего пространства, над сводом храма поставлена новая колокольня («иже под колоколы»). Coopужена трапезная. Внутреннее убранство, глава и крест — XIX век. в стиле барокко. Над храмом — колокольня (ярус-звонница открытый).

 

Православный календарь

Поделитесь с друзьями

Популярное